Шахматный бунтарь Бобби Фишер

«Непримиримый бунтарь», «одинокий волк» и «самый гениальный шахматист всех времен и народов» — так называли легендарного Бобби Фишера.

«Одинокий волк»

Прочитав аннотацию статьи, читатель может задаться вопросом: в кого Бобби таким уродился? У родителей будущего чемпиона была непростая судьба. Оба познакомились в СССР, перебрались в Штаты, но отец был убежденным коммунистом, а потому решил уехать в Чили. Бобби остался на попечении матери.


Бобби Фишер: «Дети, которые растут без родителей, вырастают волками»


Мальчишка приобщился к шахматам в шесть лет и так увлекся игрой, что для него стали совершенно неинтересны люди, не разделяющие эту страсть. В школе Бобби не доучился, бросив ее, и впоследствии пренебрежительно отозвался о педагогах. Он утверждал, что единственным приличным человеком в коллективе был физкультурник. И только потому, что умел играть в шахматы.

Бобби Фишер, 1957 год. Источник: ytimg.com

С матерью юный Фишер вскоре рассорился и остался в бруклинской квартире наедине со своей «любимой женщиной» (по меткому высказыванию современников) — шахматной доской.

Бобби и девушки

Личная жизнь Бобби Фишера такая же загадка, как и он сам. В 1962 году на Олимпиаде в Варне Михаил Таль, в то время главный редактор рижского журнала «Шахматы», решил взять у юного гроссмейстера интервью. Они прогуливались по набережной, и экс-чемпион мира задавал будущему разные вопросы:

— Бобби, вам уже девятнадцать, не подумываете ли вы о женитьбе?

— Я как раз сейчас занят этой проблемой и не знаю, что делать, — доверительно сказал Фишер, — то ли купить подержанную машину, то ли жениться. Правда, американки мне не нравятся — слишком уж они самостоятельны и чересчур много времени проводят в парикмахерских. Вот экзотическая девушка из Тайваня или Гонконга мне вполне бы подошла.

157 костюмов

Современникам Фишер запомнился тем, что у него категорически отсутствовало чувство юмора. Например, однажды на турнире в Буэнос-Айресе Бобби спросил у аргентинского гроссмейстера Мигеля Найдорфа, который всегда славился своей элегантностью и безупречным вкусом и каждый соревновательный день приходил в новом костюме:

— Сколько же у вас костюмов? — поинтересовался юный Фишер.

— Сто пятьдесят, — охотно ответил знаменитый гроссмейстер.

Бобби Фишер на шахматной олимпиаде в Лейпциге, 1960 год. Источник: nevsepic.com.ua

На Бобби эта цифра произвела сильное впечатление, и он решил во что бы то ни стало превзойти своего более опытного коллегу по этому показателю. Прошло несколько лет, и при новой встрече с Найдорфом американский чемпион похвастал:

— Ваш рекорд побит! В моем гардеробе уже сто пятьдесят семь костюмов!

— Браво, Бобби, — поздравил его Найдорф. — Но вы немного перестарались. В тот раз я пошутил, у меня было всего-то семь костюмов.

Встреча двух экс-вундеркиндов

Американец Самуэль Решевский научился играть в шахматы в четыре года и был признанным вундеркиндом: уже в восемь он гастролировал по европейским столицам с сеансами одновременной игры — Берлин, Вена, Париж, Лондон. А во второй половине 50-х в Штатах появился новый вундеркинд — Бобби Фишер: в 14 лет — чемпион США, в 15— гроссмейстер, в 16— претендент на корону. И между двумя шахматистами возникла острая конкуренция.

С 1957 по 1960 год Фишер четыре раза подряд становился чемпионом Америки, постоянно опережая Решевского. Но прежний чемпион не мог смириться с превосходством юного соперника и заявил: «Фишер мне все равно ничего не доказал. В матче он меня никогда не одолеет». И в какой-то степени оказался прав…


Самуэль Решевский: «Я согласен на 19-е место, лишь бы на 20-м был Фишер…»


Через год нашлись меценаты, собравшие $9000 для матча между 50-летним Решевским и 18-летним Фишером. По условиям, две трети этой суммы причиталось победителю, остальное — побежденному.

Встреча двух экс-вундеркиндов протекала с переменным успехом, и после одиннадцати партий счет был равным — 5,5:5,5.И в этот напряженный момент поединок был прерван. На очередную партию Решевский не явился, так как это была суббота, а он, как человек верующий, соблюдал все обряды. А в воскресенье и понедельник уже закапризничал Фишер, и в результате судья засчитал ему поражение в 12-й партии за неявку, а затем объявил Решевского победителем матча. Фишер был возмущен и собирался подать в суд. Однако не успел, так как отправился на турнир в Блед — последнюю репетицию перед межзональным в Стокгольме. А потом вся эта история была заиграна.

Встреча «непримиримых соперников». Решевский vs Фишер, 1961 год. Источник: worldchesshof.org

Стоит отметить, что Решевский всегда ревниво относился к успехам соотечественника, который без ложной скромности заявлял: «Я самый молодой, но и самый сильный! Меня устраивает только первое место». Задача Самуэля была скромнее: «Я согласен на 19-е место, лишь бы на 20-м был Фишер…»

Шумная девочка в двенадцатом ряду

Практически ни один турнир с участием Бобби Фишера не обходился без скандала. Гроссмейстер был очень требователен к организаторам, буквально доводил их своими придирками, считая себя лучше других участников, ставил свои условия. С самого начала Бобби требовал абсолютной тишины на игре. Если без зрителей было нельзя, то их рассаживали в зале, начиная с четвертого ряда.


Практически ни один турнир с участием Фишера не обходился без скандала


Например, в одной из партий поединка со Спасским в Рейкьявике он внезапно оторвал взгляд от доски и недовольно крикнул:

— Девочка в двенадцатом ряду, немедленно прекрати сосать леденцы!

— Да я всего-то третий и взяла! — попыталась оправдаться юная исландская шахматистка Астрид Бьерндоттир.

— Не третий, а седьмой, маленькая лгунья, думаешь, я не считаю?! —возразил Фишер.

Неподкупный Фишер

Фишер не умел лукавить, хитрить, идти на компромиссы. Как-то ему предложили за большие деньги рекламировать Volkswagen. Лично опробовав автомобиль и обнаружив в нем массу недостатков, гроссмейстер заявил: «Я не намерен рекламировать машину, пригодную только для самоубийц».

Бобби Фишер, 1972 год. Источник: pinimg.com

Бобби практически не давал интервью, однако установил плату за любое свое участие в общественных мероприятиях. Так, за прочтение письма он требовал $1000, за разговор по телефону —$2500, за личную встречу —$5000, а за интервью —$25000.

Поклонник Гитлера и бен Ладена

11 сентября 2001 года, после чудовищного теракта в Нью-Йорке, экс-чемпион мира Бобби Фишер, который всегда скрывался от прессы, позвонил на филиппинское радио и заявил: «Это прекрасная новость. Давно надо было дать этим Штатам пинок под зад. Я аплодирую этой операции и хочу стать свидетелем того, как Америка исчезает с лица Земли».

В другом своем радиовыступлении Фишер заявил: «Америка находится под полным контролем евреев. Все начальство — евреи, тайные евреи или ЦРУ-шные крысы, которые на евреев работают. Госсекретарь и министр обороны — пархатые жиды. Посмотрите, что они натворили в Югославии».

Из: Дилетант

Источник: izbrannoe.com

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook: